157 лет сохраняем и приумножаем традиции российского образования


История школы


      


1860

 решением Норской Думы создано двухклассное посадское училище с одним учителем (содержалось на деньги Думы);

1867

 Норско - посадское земское трехклассное училище

1901

 Министерское четырехклассное училище. После окончания трехлетней начальной школы мальчики, по желанию, поступали в 4 и 5 классы на обучение с трудовым уклоном. В народе училище называли " ремесленным";

1909

 Норско - посадское городское 4-х классное училище

1912

 Норско - посадское высшее начальное училище

1918

 Норско - посадская школа 2-й ступени единой трудовой школы ( с 7-летним сроком обучения )

1929

 Красноперевальская ФЗС (фабрично - заводская семилетка)

1936

 Красноперевальская средняя школа

1945

 Средняя школа № 17  Сталинского района  г. Ярославля

1959

 Школа № 17 г. Ярославля с 8-летним обучением

1978

Средняя школа № 17  Ленинского района г. Ярославля


Летопись школы


    Свою родословную средняя школа № 17 ведет с 1860 года, когда Норская дума решила открыть для купеческих детей двухклассное училище. Это была маленькая темная комнатка в  Доме посадского общества, с одним учителем. В 1867  на берегу  Волги строится двухэтажное каменное здание земского училища. Ученики – дети купцов, мещан и  зажиточных крестьян.

 

       Купеческий сын Георгий Курочкин,  выпускник 1886 г., а затем преподаватель санитарии и гигиены, вспоминает: «Учеников,  мальчиков и девочек, было около 40 человек,      все занимались в одной классной комнате и делились на три группы – младшие, средние и старшие. Учитель и законоучитель занимались со всеми одновременно, окна класса смотрели на Волгу». Учителями становились уважаемые в посаде люди – священники, местная интеллигенция.

 

      Система преподавания  учителя была следующая. Со старшими он вел устные занятия – учил основным арифметическим действиям с многозначными числами. Младшие в это время списывали с букваря простые слова «поле», «Бог», «мать», и при этом, по воспоминаниям Георгия Ивановича « так нажимали на грифельной разлинованной доске грифелями, что только треск раздавался по всему классу». Средние списывали из «Родного слова» К.Д. Ушинского какой-нибудь простенький рассказец или решали по арифметике столбики с простыми числами. Учитель, занимаясь со старшими, должен был следить, как исполняют задания и остальные группы.  Чтоб держать дисциплину в классе надо был обладать большими навыками».

 

      Одним из любимых учителей одноклассников Курочкина был Борис Иванович Голубев (1858 - ?). Он закончил учительскую семинарию, характер имел живой, знал многое, но, к сожалению, сильно пил. Семьи не имел, жил один с маленькой черненькой собачкой по кличке Баксик. И далее из воспоминаний Курочкина: « Преподавал он живо, дисциплину насаждал свирепыми наказаниями, щедро раздавал подзатыльники и пощечины, а иногда таскал за волосы и ставил на колени. Правда, среди нас были отчаянные шалуны. Когда Борис Иванович кричал одному из них: «На колени!», тот вскакивал с задней парты, ловко бежал через головы и плечи передних, «рыбкой» скользил на пол и быстро, на коленях, доползал в угол за доской или к печке». « Но как ни странно, - пишет далее Курочкин, - Мы любили Бориса Ивановича. То, что он дрался, ему в большую вину не ставили, ведь мы и сами дрались постоянно. Зато он так живо рассказывал или читал что-нибудь нам из «Родного слова» или из «Хрестоматии» Паульсона, что мы заслушивались».

 

      Голубев закончил свою жизнь трагически -  как-то в праздники замерз пьяный на дороге. У учителя, сменившего Бориса Ивановича, была своеобразная форма наказания. Так как он жил и столовался на первом этаже у писаря управы, то и провинившегося посылал в распоряжение к жене писаря. Та заставляла шалуна чистить картошку, качать в зыбке своего маленького внука, а то и стирать на Волге его грязные пеленки, что считалось большим позором для ученика.

 

     Обязательным предметом в земских училищах был Закон Божий. Законоучителем в Норской школе работал священник Успенской церкви посада отец Алексей Снегирев, дед нашего краеведа. И здесь учителю приходилось заниматься одновременно со всеми группами. Младшие учили молитвы, средние – «Историю ветхого завета» по Библии, старшие – «Новый завет» по Евангелию. Уроки Снегирев задавал на дом и строго требовал их подготовки. Молитв за год полагалось выучить не менее пяти: «Отче наш», «Богородицу», «Достойно есть», молитвы перед учением и после учения.

 

       Окончив трехгодичный курс обучения, выпускной экзамен держали в одном из училищ Ярославля, к сожалению, мы не смогли узнать в каком именно. В одном из последних дней мая, рано утром, брали на перевозе большую лодку, сажали 10-12 учеников, кого посильней – на весла, и под управлением учителя отправлялись  в город. Для норских ребят все было ново и интересно; движение на улицах, красивые вывески магазинов, чужие учителя, задающие, как казалось трудные вопросы. После экзамена пили чай в какой-нибудь харчевне со своими пирогами и уже вечером усталые, полные новых впечатлений, возвращались на лодках домой. Ее против течения тащили бичевой по три человека сменами. Все это запоминалось надолго.

 

       Училище становится очагом культуры в посаде. В 1896 году при нем открывается бесплатная библиотека – предок школьной. Решением ярославского губернатора заведующим библиотекой стал священник Благовещенской церкви отец Валериан /Богородский/, а библиотекарем учительница Екатерина Алексеевна Кукобовская, за вознаграждение 30 рублей в год.  В школьном подвале идут постановки народного театра под руководством студента Московского университета  Георгия Курочкина,    создается в 1914 году секция краеведения,  ставшая в будущем известным   Норским краеведческим обществом.

 

       В 1901 году в старинной Липовой роще торжественно открыто новое здание, уже Министерского четырехклассного училища. На Норской набережной, в «каменке», как называют это здание многие поколения выпускников, остались лишь начальные классы. Третьи  и четвертые переселили в новое здание. Ученики заканчивали  два класса начальной школы, и кто желал, поступал в 3 класс. Два года в 3 и 4 классах обучались ручному труду по дереву и металлу  в специальной мастерской, и одновременно изучали общеобразовательные предметы: русский язык, математику, географию,  историю и т.д.

 

       «Сентябрь 1917 года. Наша школа еще называлась по старому, высшим начальным училищем. Чтобы поступить в нее, надо было выдержать вступительный экзамен. Очень хорошо помню длинный стол, застланный зеленым сукном, и экзаменационную комиссию: учителей в парадной форме, служителей религиозного культа в рясах. Помню, с каким трепетом мы крестьянские дети, подходили к этому столу, чтобы ответить на вопросы. А наутро следующего дня, прочитав свою фамилию в списках принятых, были безмерно счастливы».

 

      Читаем протоколы. Жизнь училища, кажется, идет по-прежнему – обсуждаются суммы вознаграждения для учителей, библиотекаря, письмоводителя. Идет закупка дров для отопления школьных зданий, проходят торжественные богослужения. Но уже в октябре начинают звучать тревожные нотки. В протоколе от 03 марта идет распределения кредита выделенного Ярославским казначейством на дороговизну. Не забывает администрация и учителей - пенсионеров. Подписаны протоколы школы Инспектором Павлом Вороновым и заведующим Леонидом Богородским. На 1 мая 1918 года в училище числилось 134 человека, 4 учителя, законоучитель и председатель педсовета П. Воронов. Леонид Николаевич Богородский скончался от воспаления легких после операции, вскоре был уволен и преподаватель Закона Божьего священник Соколов.

 

       Незадолго до этого, в ноябре 1917-го был принят закон «Об учреждении Государственной комиссии по просвещению». В феврале 1918 года Ярославский губисполком, согласно принятого закона, сформировал губернскую комиссию по народному образованию. С середины 1918 года в структуре губисполкома  был создан отдел народного образования, состоящий из ряда подотделов, в ведении которых находились различные учреждения культуры. Началась работа по реформированию старой системы образования. Первые классы гимназии, трехклассные и четырехклассные  начальные училища составили школу 1-ой ступени. Обучаться в ней должны были дети в возрасте от 8 до 12 лет. 4-7 классы гимназии, высшие начальные училища и коммерческие составил школу 2 ступени для детей 13-17 лет.

 

        Протокол № 39 от 11 октября 1918 года. Педагогический совет Норско-посадского высшего училища, заслушав «Положение о Единой Трудовой школе РСФСР», постановил довести до сведения Норского Волостного совета по народному образованию:

 

1. Норско-посадское высшее начальное училище преобразуется в школу 2 ступени Единой Трудовой школы.

 

2. Приема в первый класс бывшего высшего начального училища в текущем году не будет, так как первый класс отходит к первой ступени обучения. Принятые в 1 класс могут получить документы обратно.

 

       Земское училище становится советской школой – семилеткой, но ее культурные традиции продолжаются. Продолжаются спектакли народного театра, возглавляемого учителем школы Дмитрием Ивановичем Зайцевым, под руководством Бориса Леонидовича Богородского, учителя русского языка, ставятся детские спектакли.     В спектаклях играли и сестры Петровых и их подруги Вахрамеевы.

 

          В смутные послереволюционные годы Норская школа-семилетка,   почти прекратила свое существование. «В тревожную зиму 1918 года, - вспоминает ее выпускник и учитель С.Я.Преснухин, - мы посещали школу через день на два урока. Не было дров, здание не отапливалось, за партами мы сидели в пальто и шапках. Не было тогда не учебников, не учебных принадлежностей, писали огрызками карандашей на старых тетрадях между строк, на  газетах поперек печатного текста. В сумках носили миску и деревянную ложку, так как в школе в большом чугуне иногда варили кашу из чечевицы». Школу покидали учителя, оставались самые преданные своему делу.

 

        В 1919 году пришел работать в школу Борис Леонидович Богородский – сын школьного законоучителя, будущий  редактор и один из авторов Древнерусского словаря, соратник Д.С.Лихачева, стал   любимым преподавателем русского языка и литературы  выпускников послереволюционных лет, в том числе и  Марии Петровых.

          Лишь в 1923 году школа  полностью укомплектована и занятия  проводятся ежедневно. Появились в школе первые пионеры и комсомольцы.

 

       В 1936 она становится десятилеткой. Среднее образование стремились получить многие,  число учеников  доходило до полутора тысяч, приезжали со всей Норской волости.  Школа занимала четыре здания, но классы все равно были переполнены.

 

        Комнаты  тускло освещались  керосиновыми лампами,  от недостатка кислорода нещадно коптя и мигая. Надо было сильно напрягать зрение, чтобы разобрать написанное на доске. К концу учебного дня сажа оседала на лицах, одежда густо пахла керосиновым чадом. Но впереди   ждало более тяжелое испытание.

 

       Началась Великая Отечественная война.Ушли защищать Родину,став  Героями Советского Союза, выпускники Александр Додонов, Николай Куропатков, Александр Лебедев, Константин Губин, Александр Балашов. Стремительно взрослели школьники, становясь порой единственной опорой матери, оставшейся без кормильца. Ребята становились на место отцов к станкам, работали в колхозах, стояли в длинных очередях за хлебом.

 

        Война требовала огромных затрат на содержание и вооружение армии. Вместе со всем населением школа  проводила добровольные сборы средств и материальных ценностей. Дети шили кисеты с надписью «Привет бойцам», носовые платки, варили мыло, собирали книги и все это отправляли на фронт. К концу 42-го года  собрано 7769 рублей, которые пошли на дальнобойную пушку, истребитель им. Ярославской организации МОПР, самолет «Ярославский пионер».

 

          Военкоматы  переполнены добровольцами. Вслед за отцами из-за школьных парт уходили на фронт сыновья. Сколько же юных не досчиталась Родина в победную весну 1945 года. Не вернулись с фронта и учителя – Николай Травников, Николай Троицкий, директор Константин Бубнов.

        После тяжелого ранения пришел работать учителем ОБЖ а в дальнейшем и физкультуры 20-летний Федор Скробин. Через год, в 44-м, -  Алексей Александров, на долгие годы любимый директор всех выпускников тех лет. Жизнь школы продолжалась.

 

      Бережно относились ученики и учителя к детям из блокадного Ленинграда.   Вспоминает Мария Петровна Мологская, в  те годы учительница начальных классов: «Конец войны. В классах по 42 человека, один учебник на пятерых.      Учителя линуют оберточную бумагу и сшивают из листов  тетради. В школе  карточная система, по которой каждому ученику через день положены стакан чая, кусочек хлеба, карамелька и полпряника. Тяжело заболел мальчик-блокадник, его положили в больницу и мои бледные, истощенные второклашки собрали в кулек все свои карамельки и принесли к нему в палату».

        После войны на вершину спортивного Олимпа поднялись  выпускники школы Павел Колчин, Валерий Тараканов, Олег Александров. В Норской школе начался их звездный путь. Полуголодные, плохо одетые, в лыжах на валенки, ученики Скробина занимали призовые места на первенствах города и области. Чемпион мира Валерий Тараканов, выпускник 1959 года, был в числе, заканчивающих последний десятилетний курс школы. С этого года она становится восьмилеткой.

 

      В 1978 году учителя простились с родными деревянными стенами старенькой школы, бывшего Министерского училища. В современном здании начался новый этап жизни Норской школы – средней школы № 17.

 

             Продолжаются традиции школы. Бегут по зимней лыжне новые чемпионки области и города Юля Матвеева, Оксана Морданова, Саша Лебедева (сейчас студентки ЯГПУ). Становятся чемпионами России школьники  Надоян Размик (ашихара-карате)  и Леша Викторов (бокс). Не забывает родную школу олимпийский призер и чемпионка мира по гандболу Постнова Людмила

 

         По многолетней традиции ребята и учителя участвуют в Норских чтениях, ежегодных праздниках Норской улицы,   Проводах русской зимы, овощных базарах,  каждое 9 мая отдают дань памяти землякам, погибшим в Великую Отечественную.

 

     Школа - лауреат областного конкурса общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы, призер областного и Всероссийского конкурсов «Школа – территория здоровья», награждена дипломом и премией мэра. 

История Норской школы продолжается.